Порядок ввоза и растаможки электромобилей в 2022 году
Порядок ввоз и растаможка электромобилей в 2022 году изменится. С начала 2022 года закончится льготный период ввоза электромобилей и за ввоз снова придётся платить пошлину. Предполагается, что таможенная пошлина будет составлять 15%. На Совете ЕЭК с инициативой продления обнуления пошлины выступала только одна страна ЕАЭС – Белоруссия. Россия выступила против обнуления, ссылаясь на то, что простое продление не ведёт к принятию инвестиционных решений. Но окончательного решения по этому вопросу пока принято не было.
Кроме того, Минпромторг выступил с инициативой об увеличении утилизационного сбора при ввозе электромобилей в Россию. На новые электромобили коэффициент планируют увеличить в 9 раз, а на электромобили возрастом более трёх лет в 4 раза. Сумма утилизационного сбора получается умножением коэффициента на ставку.
Для юрлиц сумма утильсбора представлена в Таблице 1. С учётом базовой ставки 20000 рублей за ввоз нового электромобиля юрлица в 2022 году будет должно заплатить 288000 рублей, при этом в 2021 году нужно было заплатить 32600 рублей.
Таблица 1. Утилизационный сбор на электромобили в 2022 году
Возраст электромобиля | |||||
до трёх лет | старше трёх лет | ||||
Год | Коэффициент утильсбора | Сумма утильсбора (ставка 20000 рублей) | Коэффициент утильсбора | Сумма утильсбора (ставка 20000 рублей) | |
2021 | 1,63 | 32600 рублей | 6,1 | 122000 рублей | |
2022 | 14,4 | 288000 рублей | 24,1 | 482000 рублей |
Для физлиц сумма Утилизационного сбора тоже возрастёт. В 2022 году Минпромторгом запланировано, что утильсбор при ввозе нового электромобиля, возраст которого не превышает трёх лет, составит 4500 рублей, а за ввоз подержанного 6500 рублей. При этом в 2021 году утильсбор соответственно составлял 3400 рублей за новые и 5200 рублей за подержанные электромобили.
Такой порядок ввоза и растаможки электромобилей в 2022 году ведёт к увеличению стоимости таможенного оформления электромобилей в 2022 году вызывает озабоченность Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Это не может не привести к удорожанию электромобилей и сокращению их использования в России. С одной стороны – на подорожавшие электромобили упадёт спрос, а с другой – мировые производители откажутся от поставок электромобилей в Россию. Это приведёт к замедлению наступления эры электромобилей. Одно дело, когда отказываются от импорта электромобилей в пользу электромобилей отечественного производителя, а другое, когда отказываются в пользу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Глава АЭБ Томас Штэрцель считает, что продление беспошлинного ввоза электромобилей принесёт выгоду государству, бизнесу, автолюбителям.
При этом Белоруссией в 2022 году принят иной порядок ввоза растаможки электромобилей в 2022 году. Хотя ввозная пошлина в Белоруссии, как в стране участнице ЕАЭС, не будет отличаться от других входящих в союз стран, в стране введено освобождение от уплаты ввозного НДС на электромобили как для юридических, так и для физических лиц. Электромобили, растаможенные в Белоруссии на льготных условиях, могут быть куплены и ввезены в Россию. Таким образом Республика Белоруссия становится локомотивом внедрения электромобилей в России и других странах ЕАЭС.