Стандарт на экспорт российских товаров
Стандарт на экспорт российских товаров наиболее успешно внедряется в Тюменской области, об этом сообщил Руководитель проекта Российского экспортного центра Олег Радионов. Национальным проектом «Международная кооперация и экспорт» предусмотрено увеличение экспорта несырьевых и неэнергетических товаров до 250 миллиардов долларов. Эта, поставленная государством задача, находится в зоне особого внимания губернатора Тюменской области Александра Моора. На заседании экспортного совета он напомнил о важности её выполнения. Сейчас половина экспорта Тюмени составляет полиэтилен и полипропилен, выпускаемый в Тобольске. На этом заседании были объявлены победители ежегодного конкурса «экспортёр года».
- Лучшим в экспорте высоких технологий признано агентство интернет-проектов Creative. Оно начинало с создания российских сайтов, а теперь выполняет заказы из Австралии, Африки, Европы, США.
- Лучшим экспортёром промышленных товаров признан Тюменский машиностроительный завод. Выпускаемые им диски сцепления для грузовых автомобилей и спецтехники идут на экспорт в страны постсоветского пространства и в Республику Куба.
- Лучшим экспортёром агропромышленных товаров признан «Дженерал трейд нет». Эта компания осуществляет экспорт в Германию сушёных рачков гаммаруса. Товар является белковой добавкой для корма рыб и птицы имеет код ТН ВЭД 0511919090.
- Тюменский межрегиональный центр аттестации персонала стал лучшим в сфере услуг. Центр оказывает услуги по обучению иностранных граждан.
- Творческая мастерская Saturn вышла на Ebay и осуществляет экспорт изделий из эпоксидной смолы в США, Германию, Швецию, Южную Корею, Таиланд, Австралию и Японию.
Эти компании губернатор поставил в пример и призвал все компании смелее заявлять о себе и своей продукции, обещая им поддержку правительства Тюмени.
Разработанный экспортный стандарт позволяет создать инфраструктуру поддержки компаний, выходящих на внешний рынок. На сегодняшний день в Тюмени стандарт включает в себя:
- региональную экспортную программу
- постоянно действующие экспозиции в ряде стран
- экспортный совет при губернаторе
- областной центр поддержки экспорта
- ежегодный конкурс «экспортёр года»
- консультации и обучение
- помощь в лицензировании, сертификации, поиске контрагентов и даже в проведении переговоров
Проделана огромная работа, но для окончательного внедрения стандарта нужно обновить стратегию развития области, включив в неё создание условий для экспортёров. Кроме того, для развития ВЭД требуется обученная управленческая команда. Олег Радионов предложил приложить максимум усилий, чтобы пройти конкурсный отбор и попасть в число управленческих команд, финансируемых государством.
На заседании уделили время часто возникающим проблем.
- Проблемой является удалённость региона от портов и крупнейших транспортных узлов. Крупнейший производитель аминокислот предложил для повышения привлекательности экспортной деятельности продумать возможность субсидировать экспортные перевозки.
- Обращено внимание на важность хорошего знания иностранных языков.
- Экспортёр гороха рассказал о проблемах, препятствующих наращивать экспорт из-за трудностей доставки по железной дороге.
- У поставщика аэрозолей возникли трудности по сертификации баллончиков с кислородом. Более семи миллионов рублей требуется отдать за сертификат на поставку баллончиков в Европу. Российские центры оказались посредниками, переправляющими образцы для экспертизы в европейские лаборатории, где и будет происходить оформление. Выяснилось, что дешевле оформить сертификат в расположенных в Китае филиалах европейских сертификационных центров. В них за необходимый сертификат берут триста тысяч рублей, что почти в двадцать раз меньше. Предложено открыть такой центр в Тюмени.
- Руководителем Creative был поднят вопрос о сильнейшей нехватке специалистов по ВЭД, а также о необходимости знаний делового английского языка и зарубежного права.
Итогом заседания стало поручение губернатора выработать подходы к решению озвученных проблем. Кроме того коммерческим организациям создать школу начинающего экспортёра.