Передел рынка услуг таможенного оформления
Как известно, таможенное оформление было недавно перенесено на границу. Соответственно, этот факт не остался без резонанса: представители многих предприятий стали выражать недовольство этими изменениями в процедуре таможенного оформления грузов.
Со слов недовольных, перенос таможенного оформления на границу повлек за собой значительный рост транспортных издержек и прочих расходов. Довольно часто среди таможенных брокеров и предпринимателей озвучивалось мнение, что в связи с этими изменениями на таможне начался передел рынка услуг таможенного оформления и практически очевиден факт нарушения антимонопольного законодательства. Правда это или домыслы пока достоверно не известно, но Федеральная Антимонопольная Служба не оставила эти жалобы незамеченными и отреагировала соответствующим образом, заявив о начале собственного расследования данной проблемы.
Еще в 2008 году Федеральная таможенная служба представила предложение переместить все звенья, имеющие отношение к процессу таможенного оформления товаров, из городов их дислокации в расположенные около границы районы. Объяснялось это целью передать компетенцию по таможенному передвижению грузов в руки таможенных брокеров (а зачастую это был как раз региональный таможенный брокер). Предложение Федеральной таможенной службы еще тогда нашло множество противников, по мнению которых передел рынка таможенных услуг, вызванный инициативой ФТС, был неизбежен. Как следствие такого передела рынка услуг таможенного оформления, прогнозировалось неминуемое снижение конкуренции в сфере таможенных услуг и, в результате его, росту цен на них. Среди противников этой реформы были Минфин и Минэкономразвития, которые не поддержали проект Федеральной таможенной службы и отказали ему в финансировании. Ни таможенников, ни таможенных брокеров. Впрочем, это тогда ничуть не удивило — ведь оба вышеназванных министерства редко когда давали положительные отзывы на инициативы ФТС и постоянно критиковали ее действия.
Федеральная таможенная служба просила на финансирование своей реформы 77 млрд. рублей — деньги, соответственно, на реализацию данного проекта выделены не были. Но несмотря на скептику и критику со стороны министерств, таможня продолжила реализовывать свой проект и действовать в соответствии с выбранной политикой (и то, лишь потому, что исключительные права по определению и выбору мест для проведения таможенного оформления, принадлежат самим таможенным органам).
И только в начале 2011 года увидел свет новый закон «О таможенном регулировании», который призван решить многие проблемы и навести долгожданный порядок в сфере таможенного оформления и таможенных услуг на радость таможенным брокерам и прочим субъектам ВЭД.