Подводные камни растаможки
Таможенное оформление регулируется множеством нормативно-правовых актов (НПА), писем, а также методическими рекомендациями, которые издаются ФТС, Минэкономразвития, Правительством РФ, а так же иными службами, имеющими свой интерес, к которым относятся Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Россельхознадзор и т.д. Кроме того, не следует забывать о праве таможен на создание своих правил и законов. Примером могут стать Московская южная и Московская северная таможни, работа которых строится по собственным правилам.
Естественно, что огромное количество разных документов провоцирует спорные моменты и коллизии, при которых найти верное решение по растаможке груза может только высококвалифицированный специалист таможенного дела. Помимо этого, законодательная база имеет свойство постоянно изменяться и дополняться, поэтому требуется постоянно отслеживать изменения. В идеале, такая сложная работа, как растаможивание груза, должна осуществляться лицом, имеющим соответствующую юридическую подготовку. Однако, многие компании которые занимаются внешнеэкономической деятельностью, не могут позволить себе специалиста в штате. В первую очередь, это относиться к фирмам, имеющим небольшие обороты.
В настоящее время именно сбор налогов является доминирующей функцией таможни РФ, т.к именно таможенные органы, занимают лидирующее положение среди ведомств, пополняющих государственную казну, т.к ее вклад в бюджет государства, довольно ощутим. Это обстоятельство выражается в том, что представители таможенных органов, стремятся полностью выполнить план по сбору денежных средств. Иногда это происходит следующим образом: таможенники, видя, что декларант не обладает юридическим образованием, без обоснованных причин, отказывают ему в приеме таможенной стоимости, которая была заявлена в соответствии с выбранным режимом таможенного оформления, требуют предъявить несуществующие документы, или оттягивают выплаты переплаченных при уплате таможенных платежей, сумм и т.д.
Обычной компании-участнику ВЭД, в штате которой работает только персонал, работа которого направлена на развитие основной деятельности, бывает очень трудно противостоять таким действиям. Необходима поддержка квалифицированного специалиста, который занимается предоставлением таможенных услуг. В этом убеждаются многие женщины логисты, побывавшие на таможнях, и все чаше звучит такое выражение, что таможенный пост, это не то место, где может работать женщина.
О высоком уровне коррупции в таможенном органе давно известно всем участникам ВЭД. Ведь очень часто мотивация нужна даже для того, что бы инспектор просто взялся за документы представленные компанией. Еще одна распространенная практика инспекторов — игнорирование, даже давно поданных документов от новой или чужой для него компании, особенно если декларант занимается таможенным оформлением самостоятельно. Понятно, что мотивация, исходящая от постороннего человека, вызывает подозрение у представителей таможенных органов, и это риск не только для благополучия компании, но и для свободы декларанта. Поэтому некоторые фирмы, вынуждены обращаться к брокерам, которые просто включают в счет за оказанные услуги в таможенном оформлении сумму на мотивацию инспектора. Четко видно, что участники ВЭД вынуждены пользоваться помощью таможенных брокеров не по своей воле, а из-за специфики растаможки в Российской Федерации.